Азазе́ль (арам. רמשנאל, др.-евр. עזאזל, араб. عزازل — Азазил
— название древнего обряда «Козла отпущения грехов» (X в. до н. э. — I в. н.), позже (не ранее III века до н. э.) по верованиям древних евреев — падший ангел, демон, и в частности демон пустыни[4][5][6].
Ангел
Предание об Азазеле как об одном из падших ангелов возникло довольно поздно (не ранее III века до н. э.) в еврейском фольклоре и зафиксировано, в частности, в известной апокрифической Книге Еноха. В Книге Еноха Азазель — предводитель допотопных гигантов, восставших против Бога. Он научил мужчин оружейному искусству и научил их воевать, а женщин — использованию драгоценных камней, украшений и искусству раскрашивания лица (косметике) а также искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату.
Азазель — это один из первых падших ангелов, который не побоялся Бога и его воли, после чего Архангелам было приказано убить его, но никто не был сильней, чем он, и тогда Бог приказал Архангелу Рафаилу обрубить ему крылья и отправить его в Ад. И сказал опять Господь Рафаилу: «Свяжи Азазела по рукам и ногам и положи его во мрак; сделай отверстие в пустыне, которая находится в Дудаеле, и опусти его туда. И положи на него грубый и острый камень, и покрой его мраком, чтобы он оставался там навсегда, и закрой ему лицо, чтобы он не смотрел на свет! И в великий день суда он будет брошен в жар».[источник не указан 740 дней] По повелению Бога, он был привязан к пустынной скале[6].
Нет сомнений, что само имя «Азазель» — лишь позднейшее наименование этого персонажа. Так, в ряде текстов он выполняет функции Нахаша (змея-искусителя), сходные с функциями Прометея, или стандартного культурного героя. Также, он играет роль, сходную с ролью богов преисподней или пустыни — ханаанейским Моту, который также олицетворял не только подземный мир, но и губительный солнечный жар, или Сетха, тоже воплощавшего пустыню и фаллическую мощь. Более поздние образы персонажа — прикованный в аду Люцифер.
Обряд
С Азазелем связывают один из древних ежегодных иудейских обрядов — Козёл отпущения. При проведении обряда закалывали жертвенный скот «за грехи народа», и одного козла, «возложив на него все грехи народа», отводили в пустыню (Лев. 16).
Видимо именно отсюда возник популярный образ Дьявола в виде пылающего быка с туловищем кровавого цвета, будто с него сняли кожу[источник не указан 1451 день]. Близка образу и история о сжигании в огне Золотого тельца Моисеем (Исх. 32:19-20), незадолго до утверждения им данной традиции о сжигании жертвенного скота. Надо сказать, что последнее роднит образ Азазеля с образом ханаанского божества преисподней Муту, так как в угаритских храмовых текстах Шеол (подземный мир) изображается в виде коровы[источник не указан 1451 день]. Также в Египте в честь победы Гора над Сетом (персонажем, сходным с Азазелом по ряду черт) существовали жертвоприношения животных с рыжей шкурой.
Комментаторы по-разному определяют значение этого слова. В Септуагинте оно переведено как «тот, кто должен быть отослан», что соответствует термину, которым пользуется Мишна: «отсылаемый козёл». Ряд комментаторов утверждает, что Азазель — это название скалы, с которой сбрасывали козла, отсылаемого в пустыню (Вавилонский Талмуд, Трактат Йома, лист 37).
«Азазель, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — название скалистой горы в пустыне». В других книгах Торы объясняется, что этим словом называют и «подварианты» духовных сил, которые используются Всевышним для наказания за преступления (нечто вроде Сатаны).
Образ Азазеля в культуре
Проверить на соответствие критериям энциклопедичности.
Возможно, содержание этой статьи или раздела представляет собой произвольный набор слабо связанных фактов, инструкцию, каталог или малозначимую информацию новостного характера. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения могут быть подробности.
В кино и литературе
Одним из примеров употребления образа Азазеля как прототипа для литературного персонажа является Азазелло — выдуманный персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», демон, член свиты Воланда.
«Азазель» — название романа Бориса Акунина, первого в серии о сыщике Эрасте Фандорине, а также его одноимённая экранизация «Азазель» 2002 года.
Азазель - встречается также в книгах Кассандры Клэр " Орудия смерти" Город потерянных душ {главные герои в книге вызывают демона, чтобы он им помог}
В американском мистическом телесериале «Сверхъестественное» Азазель — один из демонов, пытающихся освободить Люцифера, главный отрицательный персонаж на протяжении первого и второго сезонов.
Азазелем также зовут вымышленного персонажа, суперзлодея комиксов издательства Marvel Comics.
Азазель — один из союзников Себастьяна Шоу в фильме «Люди Икс: Первый Класс» 2011 г.
Азазель — один из героев американского фантастического мини-сериала «Падший».
Азазель — антагонист в британском телесериале 2004—2005 годов «Ведьма» («Hex», реж. Энди Годдард), падший ангел, повелитель нефилимов.
Аззи — главный герой фантастической трилогии «История рыжего демона» под совместным авторством Роберта Шекли и Роджера Желязны.
Азазель — главный герой манги «Явись, Азазель!» и одноимённого аниме.
Азазель — предводитель падших ангелов в райнобэ Исибуми Итиэйи «Высшая школа DxD» («Старшая школа Демонов»), а также одноимённых манге и аниме.
Азазел — главный отрицательный герой в фильме «Падший» 1998 года.
Азазель упоминается в сериале «Великолепный век» в монологе Визиря Османской империи Ибрагима-паши.
В серии романов Мелиссы де ла Круз «Голубая Кровь» Азазель представляется юной вампиршей Блисс Ллевеллин.
Азазель — главный герой цикла рассказов Айзека Азимова о демоне Азазеле.
Азазель — один из персонажей, падший ангел в романе Юрия Никитина под названием «Артания».
Азазель — один из персонажей аниме «Ярость Бахамута: Истоки»
Азазель — главный герой комикса «Едрить Даэдрить»
Газазил — главный герой поэмы «Газазил» башкирского поэта Шайхзады Бабича
Азазель — эпизодический персонаж 14 серии 2 сезона сериала «Секретные Материалы», выступал в роли женщины-учителя биологии и истребил ведьм в городе.
Азазель — один из персонажей поэмы "Мойсей" украинского поэта Ивана Франка.
В видеоиграх
В «Tekken 6» Азазель (яп. アザゼル
— финальный неиграбельный босс, главный противник в игре Tekken 6 и его аддоне, Tekken 6: Bloodline Rebellion. Азазель воскрес из-за столкновения двух звёзд тьмы, двух личностей с Геном Дьявола — Кадзуи и Дзина. Зона Азазеля называется «Azazel’s Chamber». У Азазеля нет собственного CG арта. Азазеля, из-за его размеров, нельзя оглушить или бросить, зато он это может сделать. Противник Джина, Девила Джина, Алисы и Ларса.
В «The Binding of Isaac: Rebirth» Азазель — один из противников и играбельных персонажей, добавленных в данном ремейке игры.



Ангел
Предание об Азазеле как об одном из падших ангелов возникло довольно поздно (не ранее III века до н. э.) в еврейском фольклоре и зафиксировано, в частности, в известной апокрифической Книге Еноха. В Книге Еноха Азазель — предводитель допотопных гигантов, восставших против Бога. Он научил мужчин оружейному искусству и научил их воевать, а женщин — использованию драгоценных камней, украшений и искусству раскрашивания лица (косметике) а также искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату.
Азазель — это один из первых падших ангелов, который не побоялся Бога и его воли, после чего Архангелам было приказано убить его, но никто не был сильней, чем он, и тогда Бог приказал Архангелу Рафаилу обрубить ему крылья и отправить его в Ад. И сказал опять Господь Рафаилу: «Свяжи Азазела по рукам и ногам и положи его во мрак; сделай отверстие в пустыне, которая находится в Дудаеле, и опусти его туда. И положи на него грубый и острый камень, и покрой его мраком, чтобы он оставался там навсегда, и закрой ему лицо, чтобы он не смотрел на свет! И в великий день суда он будет брошен в жар».[источник не указан 740 дней] По повелению Бога, он был привязан к пустынной скале[6].
Нет сомнений, что само имя «Азазель» — лишь позднейшее наименование этого персонажа. Так, в ряде текстов он выполняет функции Нахаша (змея-искусителя), сходные с функциями Прометея, или стандартного культурного героя. Также, он играет роль, сходную с ролью богов преисподней или пустыни — ханаанейским Моту, который также олицетворял не только подземный мир, но и губительный солнечный жар, или Сетха, тоже воплощавшего пустыню и фаллическую мощь. Более поздние образы персонажа — прикованный в аду Люцифер.
Обряд
С Азазелем связывают один из древних ежегодных иудейских обрядов — Козёл отпущения. При проведении обряда закалывали жертвенный скот «за грехи народа», и одного козла, «возложив на него все грехи народа», отводили в пустыню (Лев. 16).
Видимо именно отсюда возник популярный образ Дьявола в виде пылающего быка с туловищем кровавого цвета, будто с него сняли кожу[источник не указан 1451 день]. Близка образу и история о сжигании в огне Золотого тельца Моисеем (Исх. 32:19-20), незадолго до утверждения им данной традиции о сжигании жертвенного скота. Надо сказать, что последнее роднит образ Азазеля с образом ханаанского божества преисподней Муту, так как в угаритских храмовых текстах Шеол (подземный мир) изображается в виде коровы[источник не указан 1451 день]. Также в Египте в честь победы Гора над Сетом (персонажем, сходным с Азазелом по ряду черт) существовали жертвоприношения животных с рыжей шкурой.
Комментаторы по-разному определяют значение этого слова. В Септуагинте оно переведено как «тот, кто должен быть отослан», что соответствует термину, которым пользуется Мишна: «отсылаемый козёл». Ряд комментаторов утверждает, что Азазель — это название скалы, с которой сбрасывали козла, отсылаемого в пустыню (Вавилонский Талмуд, Трактат Йома, лист 37).
«Азазель, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — название скалистой горы в пустыне». В других книгах Торы объясняется, что этим словом называют и «подварианты» духовных сил, которые используются Всевышним для наказания за преступления (нечто вроде Сатаны).
Образ Азазеля в культуре
Проверить на соответствие критериям энциклопедичности.
Возможно, содержание этой статьи или раздела представляет собой произвольный набор слабо связанных фактов, инструкцию, каталог или малозначимую информацию новостного характера. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения могут быть подробности.
В кино и литературе
Одним из примеров употребления образа Азазеля как прототипа для литературного персонажа является Азазелло — выдуманный персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», демон, член свиты Воланда.
«Азазель» — название романа Бориса Акунина, первого в серии о сыщике Эрасте Фандорине, а также его одноимённая экранизация «Азазель» 2002 года.
Азазель - встречается также в книгах Кассандры Клэр " Орудия смерти" Город потерянных душ {главные герои в книге вызывают демона, чтобы он им помог}
В американском мистическом телесериале «Сверхъестественное» Азазель — один из демонов, пытающихся освободить Люцифера, главный отрицательный персонаж на протяжении первого и второго сезонов.
Азазелем также зовут вымышленного персонажа, суперзлодея комиксов издательства Marvel Comics.
Азазель — один из союзников Себастьяна Шоу в фильме «Люди Икс: Первый Класс» 2011 г.
Азазель — один из героев американского фантастического мини-сериала «Падший».
Азазель — антагонист в британском телесериале 2004—2005 годов «Ведьма» («Hex», реж. Энди Годдард), падший ангел, повелитель нефилимов.
Аззи — главный герой фантастической трилогии «История рыжего демона» под совместным авторством Роберта Шекли и Роджера Желязны.
Азазель — главный герой манги «Явись, Азазель!» и одноимённого аниме.
Азазель — предводитель падших ангелов в райнобэ Исибуми Итиэйи «Высшая школа DxD» («Старшая школа Демонов»), а также одноимённых манге и аниме.
Азазел — главный отрицательный герой в фильме «Падший» 1998 года.
Азазель упоминается в сериале «Великолепный век» в монологе Визиря Османской империи Ибрагима-паши.
В серии романов Мелиссы де ла Круз «Голубая Кровь» Азазель представляется юной вампиршей Блисс Ллевеллин.
Азазель — главный герой цикла рассказов Айзека Азимова о демоне Азазеле.
Азазель — один из персонажей, падший ангел в романе Юрия Никитина под названием «Артания».
Азазель — один из персонажей аниме «Ярость Бахамута: Истоки»
Азазель — главный герой комикса «Едрить Даэдрить»
Газазил — главный герой поэмы «Газазил» башкирского поэта Шайхзады Бабича
Азазель — эпизодический персонаж 14 серии 2 сезона сериала «Секретные Материалы», выступал в роли женщины-учителя биологии и истребил ведьм в городе.
Азазель — один из персонажей поэмы "Мойсей" украинского поэта Ивана Франка.
В видеоиграх
В «Tekken 6» Азазель (яп. アザゼル

В «The Binding of Isaac: Rebirth» Азазель — один из противников и играбельных персонажей, добавленных в данном ремейке игры.

